Что поможет возродить техническое творчество?
Дополнительное образование должно стать частью основного, а в сфере технического творчества необходимо создать национальную премию для педагогов.Такие предложения прозвучали на Московском международном салоне образования.
В этом году на главном событии для педагогов – Московском международном салоне образования - большое внимание было уделено именно дополнительному образованию. Ведь оно помогает решить множество задач – от профориентации детей до воспитания в них твердой жизненной позиции.
Сегодня государство предпринимает важные шаги по возрождению детского технического творчества. Они обсуждались в рамках ММСО на солидной по составу встрече – экспертном совете по вопросам изобретательства и рационализаторства, интеллектуальной собственности, инженерного дела, детского научного и технического творчества при комитете Госдумы ФС РФ по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству. Заинтересованность государства в развитии детского технического творчества хорошо объяснил председатель Центрального совета Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов Антон Ищенко:
- Это важно не только для того, чтобы чем-то занять детей, а от этого зависит экономическое развитие нашей страны. Мы должны воспитывать будущих инженеров, тех, кто готов двигать нашу страну вперед. Это еще важно и с точки зрения национальной безопасности, потому что пока мы, к сожалению, проигрываем в конкурентной гонке другим странам.
По словам Антона Ищенко, в советское время хорошо понимали важность технического творчества, и сегодня мы можем использовать накопленный опыт:
- Когда создавалось Всероссийское общество изобретателей и рационализаторов, в 1932 году перед ним ставилась задача повышения производительности труда, импортозамещение и снижение себестоимости продукции. Сейчас перед нами стоят такие же задачи. Еще одна задача, которая ставилась в это же время, - вовлечение детей в техническое творчество: не менее 600 тысяч человек. Но эта задача не решена до сих пор.
Участники совета подчеркнули важность создания центров по развитию технического творчества. Антон Ищенко вновь обратился к истории, когда в советское время в каждом городе был свой дом технического творчества или станция юных техников:
- Сегодня, такие центр должны быть не только в центре субъекта РФ, а в каждом городе, то есть необходимо открыть минимум 100 тысяч площадок.
Эксперты отметили важную роль детских «кванториумов», которые сейчас отрываются по всей стране. Их создание стало возможным благодаря программе, реализуемой под руководством Марины Раковой. Она же была и одним из авторов концепции развития допобразования в России.
Заместитель директора департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи минобрнауки РФ Софья Мозглякова подчеркнула, что сегодня важность дополнительного образования настолько велика, что оно уже становится неотъемлемой частью основного образования.
Педагоги из Ставрополья даже предложили переименовать дополнительное образование в начальное техническое образование, которое давало бы льготы при поступлении в техникумы и вузы на инженерные специальности. На встрече прозвучали также вручать детям значки юных изобретателей, удостоверения и специальные стипендии.
- Можно продумать
стипендиальное поощрение для юных техников, например, 300 рублей в
месяц. Для государства или крупной корпорации – это не такие большие
затраты. Не все вместе – значки, удостоверения, стипендии – помогут
создать ощущение общности у юных техников и изобретателей, которые потом
пополнят ряды инженеров, - добавил Антон Ищенко.
На заседании совета
прозвучали еще одни важные вопросы - а кто будет работать в центрах
технического творчества, где найти педагогов, которых применять
инновационные подходы и пробуждать в детях интерес к изобретательству.
Руководитель
робототехнического центра фонда «Сколково» Альберт Ефимов предложил
использовать схему, которая давно зарекомендовала себя за рубежом:
- Есть много мотивированных и квалифицированных кадров. Люди, которые готовы работать с детьми, точно есть. Но возникает вопрос, как их направить в сферу образования. За рубежом есть такая практика, когда специалист уходит из бизнеса в отрасль образования с сохранением зарплаты, работает год-два с детьми, а потом возвращается на свое рабочее мест. Это можно финансово обеспечить из налоговых отчислений предприятия. Мы же платим за нахождение в декретном отпуске, так почему бы не платить деньги людям, которые уходят воспитывать множество детей!
Альберт Ефимов также предложил создать национальную премию для педагогов, работающих в сфере технического творчества. Такой премией может стать, например, конкурс, инициированный Госдумой, «Наставник года». 19 июня она пройдет во второй раз. Победитель получит подарок в 100 тысяч рублей. А чуть раньше, в мае, премии получат юные изобретатели.
Завершилось заседание экспертного совета подписанием соглашения о взаимодействии Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов и международного научно-технического фестиваля «От винта».